"ХАМАС ей друг". Как ссора с Израилем изменит позиции России на Ближнем Востоке - Фонд Карнеги

"ХАМАС ей друг". Как ссора с Израилем изменит позиции России на Ближнем Востоке - Фонд Карнеги
Новости Израиля
#top #stoprussia #TERRORUSSIA #Аналитика #БлижнийВосток #Главное #Израиль #Рекомендации #россия #СНГ #США
"Долгое время Нетаньяху уверял, что именно его «личная дружба» с путиным удерживает Россию от активной поддержки Ирана...
Все это привело к тому, что Израиль, в отличие от других стран Запада, не изменил своего подхода к отношениям с Россией даже после вторжения российской армии в Украину.
и ... Израиль превратился в крупнейшего импортера русской водки (!)"
"Фонд Карнеги за международный мир" (Carnegie Endowment for International Peace) опубликовал исследование, приводим адаптированный перевод.
Долгое время Израиль оставался одним из главных партнеров России на Ближнем Востоке. Но война в Газе и сближение Москвы с ХАМАС все поменяло: двусторонние отношения переживают самый тяжелый кризис за последние годы. Москва все больше сближается с Ираном и его союзниками, что лишает ее возможности претендовать на роль нейтрального посредника на Ближнем Востоке. Вместе с этим сокращается и ее влияние в регионе.
Фонд Карнеги за международный мир — экспертно-аналитический центр, основной задачей которой провозглашается содействие сотрудничеству между странами мира. Фонд основан в 1910 году и является старейшим американским экспертно-аналитическим центром в области международных отношений. Назван по имени американского предпринимателя Эндрю Карнеги, выписавшего 11 мая 1903 года чек на полтора миллиона долларов на строительство Дворца мира. На данный момент отделения Фонда находятся в Вашингтоне (головной офис), Пекине (Центр глобальной политики Карнеги — Цинхуа), Бейруте (Ближневосточный Центр Карнеги), Брюсселе (Европейский Центр Карнеги, или Карнеги — Европа) и Нью-Дели.
Особая дружба
Отношения Москвы с Тель-Авивом не раз бросало в разные стороны. Во время шестидневной войны 1967 года СССР, тогдашний союзник арабских стран, почти на четверть века разорвал отношения с Израилем. Но на рубеже веков двусторонние связи стали быстро улучшаться. Максимально сблизились Россия и Израиль в последние десять лет, при премьере Беньямине Нетаньяху, который прямо называл себя другом владимира путина.
В 2019 году Нетаньяху даже начал предвыборную кампанию с билбордов, на которых пожимал руку путину. Тем самым он как бы показывал, что стоит на одном уровне с российским президентом, которого в Израиле многие считают лидером великой державы.
Цель была ясна: убедить избирателей в том, что личные связи Нетаньяху с Москвой позволят обеспечить безопасность Израиля, что было особенно актуально на фоне начавшейся в 2015 году российской интервенции в Сирии. Долгое время Нетаньяху уверял, что именно его «личная дружба» с путиным удерживает Россию от активной поддержки Ирана, а также обеспечивает невмешательство Москвы во время израильских ударов по иранским объектам в Сирии.
Все это привело к тому, что Израиль, в отличие от других стран Запада, не изменил своего подхода к отношениям с Россией даже после вторжения российской армии в Украину.
Он не стал вводить санкции, а также, несмотря на неоднократные просьбы Киева, воздержался от поставок оружия украинской армии. Более того, когда речь заходила об ударах по Украине, Нетаньяху и его кабинет избегали прямо обвинять в этом Россию. Израиль не только отказывался рвать налаженные связи с Москвой, но во втором полугодии 2023-го даже пошел на расширение сотрудничества: были подписаны новые двусторонние соглашения о взаимодействии в наименее чувствительных областях (например, в культурной сфере).
Израиль оказался одним из немногих союзников США, готовых продолжать дипломатическое и экономическое взаимодействие с Россией. И это заметно смягчило для нее негативные последствия западных санкций.
Например, после их введения Израиль превратился в крупнейшего импортера русской водки. Российские компании вроде «Яндекса» расширили свою деятельность в Тель-Авиве. А некоторые высокопоставленные россияне оформили израильские документы и стали ездить по ним в Европу.
Сближение с Израилем было важно и для России, которая после начала интервенции в Сирию пыталась развивать отношения со всеми ближневосточными силами. Несмотря на ряд напряженных моментов (вроде эпизода с российским самолетом, сбитым сирийским ПВО в 2018 году во время израильских ударов), Москва проявляла осторожность и одновременно поддерживала диалог как с Израилем, так и с его противниками — Ираном, ХАМАС, «Хезболлой» и Сирией. Такой подход позволил России заработать себе статус влиятельной державы и важного посредника на Ближнем Востоке.
К давним связям России с Ираном — своим противником и спонсором ХАМАС — Израиль относился сдержанно. Однако нападение на израильскую территорию 7 октября — самое кровавое в истории страны — все изменило. Реакция еврейского государства была однозначной: явная поддержка Москвой ХАМАС в такой ситуации — это слишком. После визита представителей палестинского движения в Москву израильские силовики поставили Россию в один ряд с экзистенциальными врагами Израиля вроде Ирана и «Хезболлы». Россия сейчас поддерживает ХАМАС по большей части лишь на уровне риторики, но это не мешает Израилю считать Москву союзником палестинских боевиков.
Цена охлаждения
Россия действительно вошла в ряды самых активных критиков действий Израиля в Газе. Например, постпред РФ при ООН Василий Небензя называл Израиль оккупантом и ставил под сомнение его право на самооборону. В свою очередь израильский постпред Гилад Эрдан обвинил Москву в том, что она воспользовалась нападением ХАМАС в собственных корыстных целях — попыталась «отвлечь внимание мира» от своего вторжения в Украину. При этом дипломат назвал Россию «последней страной», которая имеет право учить Израиль морали.
Одновременно Израиль стал активно сближаться с США и Западом в целом. А значит, все больше отдаляться от России. И это серьезный пересмотр внешнеполитического курса. В последние годы Нетаньяху пытался представить Израиль самостоятельной державой, а себя — лидером, который одновременно может сохранять хорошие контакты с коллегами из США, Китая, Индии и России. Но нынешняя поддержка со стороны Джо Байдена и европейских лидеров все больше убеждает израильтян в том, что по-настоящему полагаться они могут только на Запад.
Теперь Израиль всячески старается избегать разногласий с США и Западом в целом, чтобы не лишиться их поддержки в Газе. Например, неслучайно 16 ноября израильские банки прислушались к рекомендациям ЕС и ввели ограничения в отношении счетов, открытых россиянами.
Вместе с тем Израиль пока не пересматривает политику в отношении Украины.
По-прежнему нет разговоров ни о поставках ей оружия, ни о введении санкций против России. Во-первых, вряд ли у израильтян будет большое желание оказывать кому-то военную помощь, пока они сами ведут войну. Во-вторых, руководство страны не хочет полностью прекращать диалог с Москвой, поскольку она в ответ может нарастить помощь противникам.
В свою очередь Россия тоже не торопится поставлять противникам Израиля наступательные виды вооружений. Конечно, не факт, что у нее сейчас есть такие возможности. Но в любом случае Москва прекрасно понимает, что подобный шаг станет точкой невозврата в отношениях с Израилем. Хотя сближение России с тем же Ираном, который поставляет российской армии беспилотники и другое оружие, очевидно.
В общем, двусторонние связи России и Израиля пока не разорваны. Но резкое охлаждение между ними может привести к непредсказуемым последствиям. Взять хотя бы то, что Израиль уже перестал предупреждать Москву перед нанесением авиаударов в Сирии. Это резко увеличивает риск непреднамеренного столкновения между двумя странами.
Еще одно последствие: на многолетних попытках России выступать в роли посредника на Ближнем Востоке можно поставить крест. С начала войны в Газе Нетаньяху всего один раз поговорил по телефону с путиным. Это явный признак того, что Москва в этом конфликте не рассматривается в качестве значимой стороны.
Показательно и то, что ранее Москва сократила свое военное присутствие в регионе (читай: в Сирии) и не стала наращивать его после начала эскалации в Газе. А вот США, напротив, отправили в Восточное Средиземноморье два авианосца.
Разумеется, влияние России в регионе не ограничивается связями с Израилем. Но напряженность в двусторонних отношениях лишь подчеркивает то, что Москва все больше теряет позиции на Ближнем Востоке. Уж слишком она поглощена войной в Украине, которая вынуждает ее отказываться от преимуществ былого нейтралитета.
Фонд Карнеги за Международный Мир и Carnegie Politika как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
Оставить КОММЕНТАРИЙ
Другие Новости Израиля и мира читайте в каналах НиКК
Nikk.Agency в
Телеграме ,
Фейсбуке
и Google News
https://nikk.agency/he/hamas-ej-drug/
https://nikk.agency/uk/hamas-ej-drug/
Следите за новостями Израиля на наших ресурсах:
Сайт - https://nikk.agency/
Telegram - https://t.me/NikkAgencyNikk
YouTube - https://www.youtube.com/c/NiKKagency
Страница Facebook - https://www.facebook.com/nikk.agency.il
Группа Facebook - https://www.facebook.com/groups/nikk.agency
Google News - https://bit.ly/Nikk_Google_News
#nikkagency
#ИтогиДняNikkAgency
https://nikk.agency/hamas-ej-drug/
Comments
Post a Comment